КОНСТРУКТИВНЫЕ ВИДЫ КОРПУСОВ

ЧАСОВ МАРКИ «МОЛНИЯ»

В НАЧАЛЕ 2000-х [1


ЧАСТЬ 2.

ЧАСЫ типа «ОТКРЫТЫЙ ЦИФЕРБЛАТ», Ø 50 мм

 


 «Волки», («Wolfes»), (cтр. 5 [1]), открытый циферблат, Ø 50 мм., крышка матовая, на крышке рельефное изображение, сюжет - «охота на волков». Конструктивный вид корпуса - № 174[4]. ИллюстрацииЦвет корпуса – белый металл желтоватого оттенка [2].

«Времена года», («Seasons of year»), (cтр. 5 [1]), открытый циферблат, Ø 50 мм. На крышке рисунок по эмали, выполненный в технике «финифть» [3], сюжет – «Зимний пейзаж». Защитно-декоративное покрытие золотисто-жёлтого цвета [2].

«Знаки зодиака», («Zodiac»), (стр. 3 [1] ), открытый циферблат, Ø 50 мм., крышка матовая, на крышке рельефное стилизованное изображение - Солнце и 12 знаков зодиака вокруг.

Знаки зодиака – условные обозначения созвездий в которых поочерёдно находится Солнце в своём годовом движении (были известны уже в древнем Египте – храм Хатхор в Дандаре).

Конструктивный вид корпуса - № 342 [4]. Иллюстрация. Цвет корпуса – белый металл, на крышке - чернение [2]

«Ленин», («Lenin»), (стр. 21 [1] ), открытый циферблат, Ø 50 мм., крышка матовая, на крышке рельефное изображение: портрет В.И. Ульянова (Ленина). Цвет корпуса – белый металл [2], на крышке частичное чернение. Часы комплектовались специальным циферблатом (белого цвета, цифры золотисто-жёлтого цвета) с факсимиле подписи Ульянова (Ленина), выполненным красным цветом. 

«Локомотив», («Locomotive»), (стр. 25 [1] ), открытый циферблат, Ø 50 мм., крышка матовая, на крышке рельефное изображение: локомотив. Иллюстрация. Конструктивный вид корпуса - № 103 [4], впервые выпущен во 2-м квартале 1971 года [6]. Изображённый на крышке локомотив, по внешнему виду напоминает паровоз серии ФД («Феликс Дзержинский»).

Паровоз серии ФД («Феликс Дзержинский»), (заводское обозначение - «1П» - «1-й тип паровоза») - советский магистральный грузовой паровоз типа 1-5-1 (паровоз с пятью движущими осями в одной жёсткой раме, одной бегунковой и одной поддерживающей осями), производившийся Луганским (Ворошиловградским) паровозостроительным заводом с 1931 по 1941 год. Был создан в связи с проводившейся в Советском Союзе индустриализацией. Проектирование и постройка первого паровоза серии заняли рекордно короткий срок - 170 дней. В 1938 году на международной выставке в Париже за паровозы ФД и ИС завод был награждён золотой медалью. В 1941 году, после начала войны, производство локомотивов ФД было перенесено на Улан-Удэнский паровозоремонтный завод. Производство локомотивов ФД продолжалось до 1953 года, а эксплуатация начала прекращаться в 60-х, в связи с широким внедрением тепловозов и электровозов. 

Часы «Локомотив», комплектовались циферблатом специального рисунка с изображением эмблемы железнодорожного транспорта «крылатое колесо» [5]Цвет корпуса – белый металл желтоватого оттенка [2].

«Медведи», («Beers»), (cтр. 7 [1]), открытый циферблат, Ø 50 мм., крышка матовая, на крышке рельефное изображение, сюжет - «Медведица с двумя медвежатами». Конструктивный вид корпуса - № 260 [4]. ИллюстрацияЦвет корпуса – белый металл желтоватого оттенка [2].

«Мотоциклист», («Motor-Cyclist»), (cтр. 23 [1]), открытый циферблат, Ø 50 мм., крышка матовая, на крышке рельефное изображение мотоциклиста. Цвет корпуса – белый металл желтоватого оттенка [2], плюс частичное чернение крышки. 

«Парусник», («Sailing-Ship»), (cтр. 26 [1]), открытый циферблат, Ø 50 мм., крышка матовая, на крышке рельефное изображение: трёхмачтовое парусное судно (барк). Конструктивный вид корпуса, по заводской классификации - № 193 [4]. ИллюстрацияЦвет корпуса – белый металл желтоватого оттенка [2], плюс частичное чернение крышки.

«Псы», («Dogs»), (cтр. 5 [1]), открытый циферблат, Ø 50 мм., крышка матовая, на крышке рельефное изображение - «охотничья собака над поверженным оленем». . Цвет корпуса – белый металл желтоватого оттенка [2].

«Сказ об Урале», («Tale about Urals»), (cтр. 14 [1]), открытый циферблат, Ø 50 мм. Крышка матовая, на крышке рельефное изображение монумента «Сказ об Урале», расположенного на привокзальной площади города Челябинск. (Скульптор В. Зайков, материал - гранит, высота – 12 метров, год создания – 1967). В основе сюжета скульптурной композиции «Сказ об Урале» – народный фольклор. Урал - великан, носящий огромный пояс с глубокими карманами, в которых он прячет свои сокровища. Конструктивный вид корпуса № 86 [7]. Цвет корпуса – белый металл желтоватого оттенка [2]


[1] «Вечное очарование механики», Каталог выпускаемой продукции Челябинского часового завода «Молния», 2002

[2] Материал и вид защитно-декоративного покрытия корпусов, мог варьироваться по требованию заказчика - «Вечное очарование механики», Каталог выпускаемой продукции Челябинского часового завода «Молния», 2002, Стр. 38

[3] Финифть – создание живописных миниатюр огнеупорными красками, с последующим закреплением рисунка путём обжига. Художественная «горячая» эмаль.

[4] № конструктивного вида корпуса по заводской классификации, источники:

[5] «Крылатое колесо» - эмблема железнодорожного транспорта. Введена Приказом № 31Ц от 26 сентября 1963 года МПС СССР. 

[6] Решение Художественно-технического совета при НИИЧаспром от 17 марта 1971 г. , Протокол № 3  

[7] «Товары народного потребления, том 1, ЧАСЫ», под ред. Токмакова А.И., Москва 1972, стр. 41